Дипломная работа (проект) — это вид квалификационной работы выпускников ВУЗов на последнем году обучения. Она показывает весь багаж знаний и навыков, полученных студентами и определяется как самостоятельная и творческая. Результатом защиты проекта становится присвоение студенту соответствующей квалификации — специалист, бакалавр или магистр.
Этапы подготовки к защите
Сдача диплома проходит на открытых заседаниях ГАК. Подготовленный проект должен быть допущен к защите научным руководителем. Процесс защиты состоит из этапов:
- подготовка;
- организация;
- выступление;
- ответы на вопросы
- рецензии на работу;
- заключение;
- оценка;
- оглашение результатов.
При подготовке доклада следует придерживаться конкретных терминов и фактов, без лишних повествований и долгих вступительных аннотаций. Оформляется на 4-5 листах А4 шрифтом 14.
Организационные вопросы подразумевают предоставление, не менее чем за три дня до заседания, документов:
- экземпляр квалификационного труда с подписью; заведующего кафедрой и научного руководителя;
- заключение;
- отзывы.
Защита проводится строго по регламенту, следует придерживаться отведенного времени для изложения сути. Легче воспринимается изложение в свободной форме, поэтому чтение по бумаге не рекомендуется. Для страховки студент может обращаться к тексту доклада.
Для наглядности целесообразно подготовить дополнительные пособия. Это может быть раздаточный материал, презентация в формате слайдов или видео — они помогут раскрыть суть исследования автора. Объемные схемы и таблицы лучше представить в виде иллюстраций и раздать членам комиссии вместе с имеющимися буклетами. Основное требование — части презентации должны соответствовать главам доклада.
Следующим этапом будут вопросы к автору. Учитывая открытый характер, присутствовать, задавать вопросы и обсуждать могут не только члены комиссии, но и все желающие.
Характер вопросов должен относиться к сути исследования темы, оформлению или содержанию выступления. Члены комиссии вправе уточнить любые моменты, относящиеся к специальности и выбранной специфике квалификационного проекта.
В блоке отзывов предполагается речь научного руководителя, дающая оценку труда студента. Если рецензент присутствует на защите, он выступает лично. В случае отсутствия обоих, результаты оглашает ответственное лицо.
Дипломнику предоставляется право на высказывание своего мнения на отзыв и замечания. По его ответу аттестационная комиссия делает вывод об обоснованности возражений и принимает решение о предоставлении времени для их исправления при необходимости.
Утверждение оценки проходит без дипломанта. В расчет берется четырехбалльная система:
- неудовлетворительно;
- удовлетворительно;
- хорошо;
- отлично.
общий уровень владения материалом, практическая и научная значимость проведенного исследования, обоснованность выводов и рекомендаций, соответствие требованиям по оформлению. Результат заносится секретарем в личное дело.
Оглашение итогов проходит по завершении представления всех проектов, в этот же день. Преподаватели рекомендуют отличившиеся работы к публикации или участию в конкурсе выпускных дипломов.
Дополнительно готовят:
- реферат, автореферат;
- справку о размещении;
- акт о размещении;
- сопроводительные документы ( задание на диплом, график).
Требования по предоставлению в ВУЗах различаются, список необходимых документов уточняется у секретаря комиссии.
Рекомендации по сдаче дипломной работы
Для успешного прохождения процедуры помогут следующие советы:
- взаимодействие с руководителем на всех этапах;
- акцент на сильной стороне работы;
- уверенность и настрой на победу.
Взаимодействовать нужно не только с непосредственным руководителем, но и с членами аттестационной комиссии. За годы обучения знакомство состоялось и при адекватном подходе не составит труда выявить требования и понять специфику каждого преподавателя.
Недоработка или слабая сторона, присутствует в каждом квалификационном труде. Задача автора не заострять на ней внимание, а привлечь интерес к более удачной в плане исследования части вашего проекта.
Более всего воспринимаются в выступлении начало и итог. Важно сконцентрироваться на них, чтобы произвести должное впечатление и раскрыть уровень подготовки.
Одно из важных составляющих получения запланированного результата — эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах. Не стоит давать себе завышенную оценку и демонстрировать чрезмерную эрудированность, такой подход может произвести обратный эффект. Все, что требуется — это полное знание предмета и актуальность, только этот факт будет оценен комиссией при вынесении решения о присвоении соответствующей квалификации.