4 шага по составлению плана курсовой работы

Написать хорошую курсовую работу без плана практически невозможно. Он помогает систематизировать процесс и существенно повышает шансы на получение высокого балла. А еще на его основе гораздо проще создавать введение и обосновывать актуальность выбранной темы.

Ниже делимся пошаговым алгоритмом, который поможет разработать качественный план для курсовой.

Что это такое

Прежде чем переходить к описанию шагов по составлению плана, разберем, что же он собой представляет. В самом общем смысле – это определенный алгоритм действий по выполнению студенческой работы, который начинается с формулирования темы и заканчивается выбором используемых источников. Фактически, это оглавление будущей курсовой.

План определяет четкую структуру работы. Он нужен не только преподавателю, чтобы отслеживать действия подопечного, но и студенту, чтобы эффективно организовать исследовательскую деятельность.

Генеральная миссия плана – обеспечить целостность и структурированность работы. Он делает так, чтобы вы правильно определили цели и задачи проекта, а главы и параграфы в полной мере раскрывали их суть.

План курсовой утверждается научным руководителем. Чтобы получить одобрение, он должен быть максимально информативным, давать конкретные представления о проблематике работы, степени разработанности темы, наличии научных лакун и инструментария, который планируется задействовать. Звучит сложно, но на деле оказывается значительно проще. Главное – помнить, что план должен раскрывать заявленную тему курсовой.

Как составить

План – сокращенное изложение с последовательным указанием разделов. В нем обязательно присутствуют следующие разделы:4 шага по составлению плана курсовой работы 1

  • введение;
  • основная часть с перечислением глав и параграфов;
  • заключение;
  • список используемых источников;
  • приложения.

Работа над созданием включает в себя несколько этапов:

  • сбор материала;
  • анализ литературы;
  • определение целей и задач;
  • разработку оглавления.

Ниже разберем каждый из них более подробно, расскажем, что позволит сэкономить время при осуществлении.

Шаг 1: собираем материал

При проверке курсовых работ большинство преподавателей сталкиваются с одной и той же проблемой: молодые специалисты спешат поделиться какими-то методами и теориями, не потрудившись поинтересоваться, что для решения аналогичных задач сделано другими исследователями. Такой подход приводит к тому, что студент открывает Америку и изобретает велосипед вместо того, чтобы заниматься по-настоящему актуальной деятельностью, искать научные лакуны.

Частая практика, когда на выходе получается курсовая, о которой на кафедре докладывали еще лет десять назад. Однако неактуальность – далеко не единственная проблема. Гораздо хуже то, что автор работы никак не ссылается на источники, которыми «вдохновлялся».

Казалось, что с появлением интернета поиск ссылок на другие работы должен был упроститься. Студентам не нужно месяцами сидеть в библиотеках, достаточно сделать Web-серфинг. Однако обнаружилась другая проблема – в сети размещаются не все статьи. Например, те, что написаны до 1970-1980-х годов оказываются вне поля зрения молодых специалистов. Поэтому важно не ограничивать себя в источниках для поиска информации. Сайты и вспомогательные ресурсы эффективны, но нельзя забывать о классических библиотеках. Порой они предоставляют бесценный теоретический и эмпирический материал.

Полезные советы и рекомендации:

  • подготовьте список наиболее важных трудов по вашей теме;
  • поищите околотематические работы, которые так или иначе относятся к вашему предмету;
  • добавляйте как можно больше источников информации – все лишнее отбросите на этапе анализа;
  • расположите их в хронологической последовательности – как разрабатывались идеи, кто кем вдохновлялся и т.д.

После проделанной работы в вашей голове возникнет целостная картина будущей работы.

Шаг 2: анализируем литературу по теме

Выбор литературы и непосредственная работа с ними – важнейшая часть составления плана курсовой. Анализируя источники, вы выявляете наиболее важные акценты, понимаете, как можно использовать их в собственном проекте.

Требований по количеству используемой литературы не существует, однако в списке должно быть не меньше 15-20 позиций. Кроме того, они обязаны быть оформлены по ГОСТу.

Часто молодые специалисты начинают с жаром описывать собственные идеи, забывая о том, что прежде всего они должны обосновать новизну предлагаемого метода. В чем заключается его надежность и эффективность? В чем он превосходит те, что уже известны? Без этого курсовая превращается в необоснованную саморекламу и беллетристику.

Рекомендация: объясняйте каждый метод, используемый в научной работе.

Задача любого студенческого проекта – не просто разработать и реализовать новый подход, а обосновать его. Обоснование включает:4 шага по составлению плана курсовой работы 2

  • сравнение с другими аналогичными работами;
  • объяснение его превосходства;
  • доказательство корректности предложенного алгоритма;
  • качественные и количественные оценки его сложности;
  • экспериментальные доказательства эффективности.

Без этого курсовая работа не имеет ни смысла, ни научной ценности.

Не забывайте: главная цель студенческого проекта – доказать, что предлагаемый метод или поход имеет право на существование. К сожалению, молодые специалисты чересчур увлекаются собственными мыслями, начиная только рекламировать их. Анализ возможностей уходит на второй план или забывается.

Шаг 3: определяем цели и задачи

Каждая курсовая работа должна иметь четко сформулированную цель – то, ради чего она вообще пишется. Ее определение зависит от подхода, реализуемого в проекте.

Например, если проект рассматривает исключительно теоретические вопросы и основания, то его генеральная миссия – «изучение» какой-то темы. Направленность труда сугубо учебная. Примеры: «Изучение теорий банковского управления в России» или «Исследование концептуальных подходов к управлению банковской системой в Российской Федерации».

Если проект имеет прикладное значение, практическую направленность, то при формулировании темы апеллируют такими категориями как «разработка» и «проектирование». Примеры: «Разработка социального механизма самосохранительного поведения у пожилых людей» или «Проектирование интерьера ресторана с посадкой на 40 мест».

Если проект носит рекомендательный характер, направлен на выявление имеющихся проблем и их последующее устранение, ключевое слово «рекомендации». Примеры формулировок целей: «Предложение рекомендаций по повышению эффективности управления кадровым делопроизводством в условиях нестабильной экономики» или «Разработка путей по развитию корпоративной культуры организации».

Задачи формулируют на основе сгенерированной цели. Они представляют собой некие «ступеньки», преодоление которых помогает осуществить генеральную миссию. Каждая задача – отдельный параграф курсовой работы, после которого следует короткий вывод.

Шаг 4: прописываем оглавление

На этом этапе может потребоваться помощь научного руководителя. Если не хотите переделывать всю работу, рекомендуем обсудить и согласовать с ним предполагаемые пункты плана. Когда примерный скелет будет утвержден, можно приступать к работе:

  • систематизировать и анализировать ранее рассмотренную информацию;
  • составлять формулировки разделов оглавления.

Многие студенты несерьезно относятся к данному шагу, считая его неважным и несущественным. Действительно, какая разница, как называются пункты в оглавлении? Очень большая!

Давайте будем честными: вряд ли кто-то станет читать вашу курсовую работу кроме научного руководителя. Зато оценивать ее будут все члены экспертной комиссии. Текст с выводами и концептуальными положениями они пропустят, обратив внимание на структуру. Ваша задача – сделать ее максимально грамотной, информативной и логичной.

Основные нюансы:

  • обеспечьте четкость и строгость формулировок;
  • выражайте мысли научным языком;
  • не используйте эпитеты, эмоционально-окрашенные категории;
  • не допускайте грамматический и орфографических ошибок.

Если вы пишите работу о банковской системе, будет странно, если в оглавлении проверяющий обнаружит параграф, посвященный истории России. Логика – превыше всего. Один раздел должен вытекать из другого, оглавление должно иллюстрировать логику вашего повествования.

Содержательную часть прописывают в последнюю очередь, когда уже проведена большая аналитическая работа. Не будучи погруженным в тему, вы просто не сможете предложить качественные формулировки для названий глав, параграфов, разделов.

Заключение

Суммируем перечисленные выше рекомендации и приведем примерный план курсовой работы с пояснительными комментариями по ее стилю и содержанию.

  • Название работы. Должно быть кратким, но не слишком общим. Сокращения, рекламно-эмоциональные и общие слова не допустимы.
  • Аннотация. Обычно краткое описание содержания требуется только в научных статьях. Однако, если вы составите его для преподавателя, это только повысит эффективность сотрудничества. Как правило, в аннотации студент простыми словами пописывает то, что хотел изложить в курсовом проекте. На ее основе руководитель может быстро определить, удалось ли достичь целей, решить все исследовательские задачи.
  • Введение. Здесь обязательно присутствуют подробный аналитический обзор других работ по теме, сформулированная и обоснованная актуальность. Автор объясняет, в чем заключается научная ценность и новизна. Здесь же он определяет большинство терминов, которые будут использоваться по тексту; проставляет цели и задачи.
  • Основная часть. Те главы и параграфы, которые будут раскрывать заявленную проблематику. Их названия должны отображать суть и не противоречить ей.
  • Заключение. Раздел, где подводятся итоги, формулируются концептуальные выводы, перспективы последующих исследований.
  • Список литературы. Одна из самых важных частей курсовой. От того, насколько ответственно вы подойдете к подбору источников информации, зависит качество работы. Сможете ли вы раскрыть проблему в полной мере, предложить новые подходы к ее решению и т.д.

План – скелет вашей курсовой работы. Он обеспечивает ее логичность и структурированность. Однако для получения высокого балла только его недостаточно. Чтобы реализовать по-настоящему концептуальный проект, требуется совершенствовать навыки академического письма, постоянно анализировать собственную исследовательскую деятельность.

Вопросы-ответы:

При заказе указываете свой ВУЗ. Соответственно преподаватели из этого ВУЗа не могут писать работы.

Вы можете заполнить специальную форму на сайте. Или прислать все требования на WhatsApp или Viber. Старайтесь максимально описывать все требования, от этого зависит качество.

Мы предоставляем работу в электронном виде, полностью отредактированную, в формате Word, а также в распечатанном, по договоренности.

Мы дорожим своей репутацией и клиентами, поэтому не собираемся обманывать: работа будет уникальной, написанной нашими специалистами с нуля.