Написать хорошую курсовую работу без плана практически невозможно. Он помогает систематизировать процесс и существенно повышает шансы на получение высокого балла. А еще на его основе гораздо проще создавать введение и обосновывать актуальность выбранной темы.
Ниже делимся пошаговым алгоритмом, который поможет разработать качественный план для курсовой.
Что это такое
Прежде чем переходить к описанию шагов по составлению плана, разберем, что же он собой представляет. В самом общем смысле – это определенный алгоритм действий по выполнению студенческой работы, который начинается с формулирования темы и заканчивается выбором используемых источников. Фактически, это оглавление будущей курсовой.
План определяет четкую структуру работы. Он нужен не только преподавателю, чтобы отслеживать действия подопечного, но и студенту, чтобы эффективно организовать исследовательскую деятельность.
Генеральная миссия плана – обеспечить целостность и структурированность работы. Он делает так, чтобы вы правильно определили цели и задачи проекта, а главы и параграфы в полной мере раскрывали их суть.
План курсовой утверждается научным руководителем. Чтобы получить одобрение, он должен быть максимально информативным, давать конкретные представления о проблематике работы, степени разработанности темы, наличии научных лакун и инструментария, который планируется задействовать. Звучит сложно, но на деле оказывается значительно проще. Главное – помнить, что план должен раскрывать заявленную тему курсовой.
Как составить
План – сокращенное изложение с последовательным указанием разделов. В нем обязательно присутствуют следующие разделы:
- введение;
- основная часть с перечислением глав и параграфов;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения.
Работа над созданием включает в себя несколько этапов:
- сбор материала;
- анализ литературы;
- определение целей и задач;
- разработку оглавления.
Ниже разберем каждый из них более подробно, расскажем, что позволит сэкономить время при осуществлении.
Шаг 1: собираем материал
При проверке курсовых работ большинство преподавателей сталкиваются с одной и той же проблемой: молодые специалисты спешат поделиться какими-то методами и теориями, не потрудившись поинтересоваться, что для решения аналогичных задач сделано другими исследователями. Такой подход приводит к тому, что студент открывает Америку и изобретает велосипед вместо того, чтобы заниматься по-настоящему актуальной деятельностью, искать научные лакуны.
Частая практика, когда на выходе получается курсовая, о которой на кафедре докладывали еще лет десять назад. Однако неактуальность – далеко не единственная проблема. Гораздо хуже то, что автор работы никак не ссылается на источники, которыми «вдохновлялся».
Казалось, что с появлением интернета поиск ссылок на другие работы должен был упроститься. Студентам не нужно месяцами сидеть в библиотеках, достаточно сделать Web-серфинг. Однако обнаружилась другая проблема – в сети размещаются не все статьи. Например, те, что написаны до 1970-1980-х годов оказываются вне поля зрения молодых специалистов. Поэтому важно не ограничивать себя в источниках для поиска информации. Сайты и вспомогательные ресурсы эффективны, но нельзя забывать о классических библиотеках. Порой они предоставляют бесценный теоретический и эмпирический материал.
Полезные советы и рекомендации:
- подготовьте список наиболее важных трудов по вашей теме;
- поищите околотематические работы, которые так или иначе относятся к вашему предмету;
- добавляйте как можно больше источников информации – все лишнее отбросите на этапе анализа;
- расположите их в хронологической последовательности – как разрабатывались идеи, кто кем вдохновлялся и т.д.
После проделанной работы в вашей голове возникнет целостная картина будущей работы.
Шаг 2: анализируем литературу по теме
Выбор литературы и непосредственная работа с ними – важнейшая часть составления плана курсовой. Анализируя источники, вы выявляете наиболее важные акценты, понимаете, как можно использовать их в собственном проекте.
Требований по количеству используемой литературы не существует, однако в списке должно быть не меньше 15-20 позиций. Кроме того, они обязаны быть оформлены по ГОСТу.
Часто молодые специалисты начинают с жаром описывать собственные идеи, забывая о том, что прежде всего они должны обосновать новизну предлагаемого метода. В чем заключается его надежность и эффективность? В чем он превосходит те, что уже известны? Без этого курсовая превращается в необоснованную саморекламу и беллетристику.
Рекомендация: объясняйте каждый метод, используемый в научной работе.
Задача любого студенческого проекта – не просто разработать и реализовать новый подход, а обосновать его. Обоснование включает:
- сравнение с другими аналогичными работами;
- объяснение его превосходства;
- доказательство корректности предложенного алгоритма;
- качественные и количественные оценки его сложности;
- экспериментальные доказательства эффективности.
Без этого курсовая работа не имеет ни смысла, ни научной ценности.
Не забывайте: главная цель студенческого проекта – доказать, что предлагаемый метод или поход имеет право на существование. К сожалению, молодые специалисты чересчур увлекаются собственными мыслями, начиная только рекламировать их. Анализ возможностей уходит на второй план или забывается.
Шаг 3: определяем цели и задачи
Каждая курсовая работа должна иметь четко сформулированную цель – то, ради чего она вообще пишется. Ее определение зависит от подхода, реализуемого в проекте.
Например, если проект рассматривает исключительно теоретические вопросы и основания, то его генеральная миссия – «изучение» какой-то темы. Направленность труда сугубо учебная. Примеры: «Изучение теорий банковского управления в России» или «Исследование концептуальных подходов к управлению банковской системой в Российской Федерации».
Если проект имеет прикладное значение, практическую направленность, то при формулировании темы апеллируют такими категориями как «разработка» и «проектирование». Примеры: «Разработка социального механизма самосохранительного поведения у пожилых людей» или «Проектирование интерьера ресторана с посадкой на 40 мест».
Если проект носит рекомендательный характер, направлен на выявление имеющихся проблем и их последующее устранение, ключевое слово «рекомендации». Примеры формулировок целей: «Предложение рекомендаций по повышению эффективности управления кадровым делопроизводством в условиях нестабильной экономики» или «Разработка путей по развитию корпоративной культуры организации».
Задачи формулируют на основе сгенерированной цели. Они представляют собой некие «ступеньки», преодоление которых помогает осуществить генеральную миссию. Каждая задача – отдельный параграф курсовой работы, после которого следует короткий вывод.
Шаг 4: прописываем оглавление
На этом этапе может потребоваться помощь научного руководителя. Если не хотите переделывать всю работу, рекомендуем обсудить и согласовать с ним предполагаемые пункты плана. Когда примерный скелет будет утвержден, можно приступать к работе:
- систематизировать и анализировать ранее рассмотренную информацию;
- составлять формулировки разделов оглавления.
Многие студенты несерьезно относятся к данному шагу, считая его неважным и несущественным. Действительно, какая разница, как называются пункты в оглавлении? Очень большая!
Давайте будем честными: вряд ли кто-то станет читать вашу курсовую работу кроме научного руководителя. Зато оценивать ее будут все члены экспертной комиссии. Текст с выводами и концептуальными положениями они пропустят, обратив внимание на структуру. Ваша задача – сделать ее максимально грамотной, информативной и логичной.
Основные нюансы:
- обеспечьте четкость и строгость формулировок;
- выражайте мысли научным языком;
- не используйте эпитеты, эмоционально-окрашенные категории;
- не допускайте грамматический и орфографических ошибок.
Если вы пишите работу о банковской системе, будет странно, если в оглавлении проверяющий обнаружит параграф, посвященный истории России. Логика – превыше всего. Один раздел должен вытекать из другого, оглавление должно иллюстрировать логику вашего повествования.
Содержательную часть прописывают в последнюю очередь, когда уже проведена большая аналитическая работа. Не будучи погруженным в тему, вы просто не сможете предложить качественные формулировки для названий глав, параграфов, разделов.
Заключение
Суммируем перечисленные выше рекомендации и приведем примерный план курсовой работы с пояснительными комментариями по ее стилю и содержанию.
- Название работы. Должно быть кратким, но не слишком общим. Сокращения, рекламно-эмоциональные и общие слова не допустимы.
- Аннотация. Обычно краткое описание содержания требуется только в научных статьях. Однако, если вы составите его для преподавателя, это только повысит эффективность сотрудничества. Как правило, в аннотации студент простыми словами пописывает то, что хотел изложить в курсовом проекте. На ее основе руководитель может быстро определить, удалось ли достичь целей, решить все исследовательские задачи.
- Введение. Здесь обязательно присутствуют подробный аналитический обзор других работ по теме, сформулированная и обоснованная актуальность. Автор объясняет, в чем заключается научная ценность и новизна. Здесь же он определяет большинство терминов, которые будут использоваться по тексту; проставляет цели и задачи.
- Основная часть. Те главы и параграфы, которые будут раскрывать заявленную проблематику. Их названия должны отображать суть и не противоречить ей.
- Заключение. Раздел, где подводятся итоги, формулируются концептуальные выводы, перспективы последующих исследований.
- Список литературы. Одна из самых важных частей курсовой. От того, насколько ответственно вы подойдете к подбору источников информации, зависит качество работы. Сможете ли вы раскрыть проблему в полной мере, предложить новые подходы к ее решению и т.д.
План – скелет вашей курсовой работы. Он обеспечивает ее логичность и структурированность. Однако для получения высокого балла только его недостаточно. Чтобы реализовать по-настоящему концептуальный проект, требуется совершенствовать навыки академического письма, постоянно анализировать собственную исследовательскую деятельность.